Приветствуем посетителей нашего сайта !
История п.Юрты.
Часы-Кот

Часовня
Молитва undefined (часовня)

Меню сайта

Форма входа

Друзья сайта
  • Информационный портал п.Юрты
  • Фотоальбом Юрты и Юртинцы
  • Юртинское професиональное училище
  • История п.Юрты

  • Категории раздела
    Культура. [12]
    Культурные новости поселка .
    Общество. [32]
    Общественные новости поселка.
    Спорт. [4]
    Спортивные новости поселка.
    Медицина. [0]
    новости поселковой больницы.
    Администрация п.Юрты. [4]
    Новости администрации п.Юрты.
    Происшествия. [14]
    Фотографии [6]

    Архив записей

    Поиск

    Календарь
    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Мини-чат

    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 7

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Картинки

    Приветствуем Вас, Гость · RSS 06/Май/2024, 22:21

    Приветствуем посетителей 
    нашего сайта.
    Наш адрес:
    Иркутская область
    Тайшетский р-он
    п.Юрты.
    Адрес эл.почты
    valera-56@list.ru
    vitalii242@rambler.ru




    Будем рады вашему содействию по сбору материалов
    по истории поселка(фотографии,документы,статьи,различные воспоминания).
    Заранее спасибо.
    =============================================================

    Сайт о п.Юрты
    и его людях.
                         

    Картографическое описание границ Юртинского муниципального образования

    В состав территории Юртинского муниципального образования входят земли населенного пункта рабочий поселок Юрты.

    Начало границы: северо-западная окраина поселка Юрты. Промышленная площадка ОАО "Юртинсклес", дорога по краю промышленной площадки на юго-запад, по правой стороне дороги, по опушке леса, далее - по пушке леса до полосы отвода Транссибирской железнодорожной магистрали, пересекая Транссибирскую железнодорожную магистраль, включая все постройки западной окраины поселка Юрты, на юг, до забора ООО "Юртекс" и далее по границе участка ООО "Юртекс", исключая этот участок из площади поселка Юрты. По южной окраине поселка Юрты, включая все жилье и их земельные участки до пересечения с полосой отвода Транссибирской железнодорожной магистрали, пересекая ее в направлении на северо-запад, до забора СПТУ N 58, далее по забору СПТУ N 58, включая его в площадь землепользования. От угла северо-восточной стороны забора СПТУ N 58, граница поворачивает на северо-запад и проходит по краю земельных участков жилой застройки пос. Юрты, до полевой дороги в сторону пруда, и далее - по этой дороге до пересечения с дорогой на свалку, поворачивает по этой дороге на северо-запад, доходит до автомобильной грунтовой дороги, идущей к северо-восточной окраине пос. Юрты, поворачивает на запад, идет по краю этой дороги к пос. Юрты, захватывая северо-восточную окраину жилой застройки пос. Юрты, до шоссе, идущему от Московского тракта (М-53) до поселка Юрты. От пересечения границы поворачивает на северо-восток и проходит по правому кювету от пос. Юрты в сторону Московского тракта (М-53), пересекает р. Черемховая, от развилки с лесовозной дорогой пересекает шоссе, идет по правому кювету лесовозной дороги, до поворота этой дороги в районе пересечения с разобранной узкоколейной железной дорогой. От пересечения границы поворачивает на запад и проходит по северной окраине пос. Юрты, включая все жилые постройки и земельные участки к ним до северо-западной окраины, где поворачивает на юг и идет по краю земельных участков жилой застройки до начальной точки описания границы.



    История п.Юрты.
    Юрты.
    Откуда такое непривычное для сибиряков название-Юрты?
    Версий много.Одна из них относится к далекому 1870 году,
    когда проводились изыскательские работы для строительства
    Сибирской железной дороги.
    На пологом холме геологи увидели три юрты,где жили тофы,
    и в своих рабочих документах сделали отметку
    о предпологаемом разьезде,назвав его Юрты.
    По другой версии название поселка связано уже непосредственно
    с началом строительства великой сибирской магистрали в 1887 году,
    когда все близлежащие селения обязаны были представить
    гужевой транспорт и людей на работы по отсыпке землянного ж.полотна.
    Был разбит временный посёлок,где проживали русские,буряты,тунгусы,
    тофы,эвенки,а их жилищами были юрты.
     
    История возникновения.
    В 1897 году здесь стоял разьезд-маленькая будочка,
    в которой жил путевой обходчик.
    Говорят,название идет то ли от бурят,то ли от казахов,
    которые здесь жили в 16 веке.
    Посёлок расположен на холме со срезанной макушкой,
    там где по преданию стояли три юрты.
    Когда начали строить железную дорогу,привлекли много
    местного населения,привезли бурят с их мохноногими лошадками,
    расселили их в Мозаихе(ныне остановка Ново-Николаевка,
    названная именем царя).Тачками,на лошадях,носилках
    насыпались местами крутые насыпи,повороты.
    Много жизней унесла дорога.Захоронения остались
    в виде холмов вдоль дороги.

    Жили рабочие семьями в стойбищах по ходу строившихся
    путей в палаточного типа жилищах-юртах.
    Как свидетельствуют первые поселенцы,отсюда
    возникло название станции Юрты.
    Позднее появились первые в этих местах земледельцы.
    У людей старшего поколения посёлок остался в памяти
    как райский зелёный уголок.Тогда вокруг поселения стеной
    стоял лес.Сразу за изгородями просторных огородов
    на растоянии вытянутой руки благоухали жарки,незабудки,
    марьины коренья и черёмуховые околки.
    Весной завораживало птичье пенье,в водоёмах квакали лягушки,
    простирались пшенично-ржаные поля соседних деревень.
    Их возникновение уходит в далёкие времена,когда в Сибирь
    в 1906-1907 годах по указу Столыпина из Белоруссии
    и других регионов России стали пребывать первые поселенцы.
    И деревня Ново-Николаевка стала одной из крепких,
    сильных деревень,куда приехали крестьяне"из Рассеи".
    Станция Юрты возникла в 1903 году,как и все поселения
    на Восточно-Сибирской магистрали,железная дорога дала региону жизнь.
    Первые улицы-Транспортная(Банная),Ленина и Жданова(ныне Крупской).
    И жили на них,в основном железнодорожники.
    Грязь тогда стояла непролазная.Самые первыми в посёлке
    появились дома по улице Ленина:Деменьтьевых,Кропп,
    Малеевых и Шпак;по улице Жданова:Сотниковых,Жарцевых,
    где позднее жили Власовы,а затем агроном Манохин.
    Дом Козловых построил полчеремховский кулак Широглазов,
    при нём была винополка.
    Здание железнодорожной школы-это пнревезённая станция со старой дороги.
    Ранее в ней размещалась жандармская,а позднее контора леспромхоза.
    С 1933 года здесь расположилась школа.





    1914 год.Началась война с Германией,войска перебрасывали уже
    по новой дороге.
    Во время революции раскулачивали местных богачей.
    Одним из таких был местный помещик Широглазов,
    пашни и заимки которого распологались вблизи станции.
    В период раскулачивания он загрузил 7 вагонов добра,лошадей и отбыл в сторону Китая.
    После революции началась гражданская война,молодые ребята юртинцы:
    Гладких,Малеев Николай,Розенталь Михаил-ушли в партизаны,
    но их семьи никто не выдал.
    Через село Половино-Черемхово в эти годы проходил Шиткинский фронт.





    В 1920 году была создана первая комсомольская ячейка.
    Секретарём ячейки была Зоркина Анна.Первые комсомольцы-
    Меньшиков Алексей,Кендыш Любовь,Талаев Пётр.Они собирались
    в складском помещении на железной дороге,оформляли плакатами сцену,
    устраивали танцы,участвовали в самодеятельности,учились владеть оружием.
    Посёлок рос,появилась довоенная железная дорога,начальная школа.
    В посёлок прибывали заготовители древесины и изделий из нее.
    В соседних деревнях и образованных колхозах занимались хлебопашеством.
    Чтобы принимать избыток зерна,при станции создали "Заготзерно"с многочисленными складами-пакгаузами для дальнейшей отправки хлеба
    в различные уголки огромной России.

    В довоенные годы была организованна МТС,сенные склады(место где находится школа №17).
    Трудоспособное население было занято на обслуживании железной дороги.


    Военные годы.
    Тёплыми зорями начался  июнь 41-го.
    Светлые грибные дожди орошали землю.и люди улыбались.
    Дождь с солнцем-есть на Руси такая примета-предвещают счастье.
    Созревали хлеба,звенели над ними жаворонки.
    Богатый урожай должно было принести нашей Родине лето 41-го.года.
    Но не станут.хлебом спаленные колосья.
    Не поднимутся из братских иогил пахари,скошенные огнём.
    Выжжены нивы.оборваны мечты и надежды.идёт война.
    Не жаворонки -пули-звенят под июньским небом.
    Не грибные-свинцовые- дожди поливают землю.
    Эти страшные свинцовые ливни унесли навсегда более 3000
    наших земляков-тайшетцев.
    Не вернулись в родной посёлок с фронта:
    Бичаев Б.П.,Грязнов В.А.,Гендиков П.Е.,Дубровский Ф.С.,
    Захарюк И.И.,Захарюк И.А.,Кендыш А.А.,Кравченко Е.Г.,
    Ключников И.Е.,Новохатько А.И.,Новиков Н.Ф.,Пимов А.С.,
    Петухов А.И.,Петров И.В.,Петров В.И.,Парфёнов Е.И.,
    Плотников И.С.,Перепелюк Л.Т.,Прудников И.С.,
    Сорокин П.И.,Спиченков Н.А.,Чаюков Е.И.


    Открытие 1 памятника погибшим в ВОВ.

    Образование базового предприятия.
    ---------------------------------------------
    Весной 1949 года немногочисленные жители пристанционного посёлка Юрты встречали первых строителей,приехавших из города Барнаула и других населенных пунктов Алтайского края.Что представлял наш посёлок в те годы?Три улицы частных домиков,несколько домов(казарм,как тогда их называли)работников железнодорожного транспорта,два магазинчика,начальная школа.
    Трудоспособное население работало в основном на обслуживании железной дороги,в пункте"Заготзерно"и машинно-тракторной станции(МТС).
    Администрация станции Юрты входила в состав Половино-Черемховского сельского совета.Отделение связи,фельдшерский пункт имелись только в соседнем селе Половино-Черемхово.
    Первые строители были размещены в начальной школе,у местных жителей,а большая часть-в брезентовых палатках.Первым обьектом,возведенным летом 1949 года,был так называемый"соломенный" барак,где были расселены первые лесозаготовители будущего Юртинского леспромхоза.Родина обеспечила их современной по тем временам техникой-автомобилями ЗИС-5 и ЗИС-150,тракторами С-80.В том же 1949 году была смонтирована первая шпалорезная установка,годом позже-первая одноэтажная лесопильная рама,которые с трудом обеспечивали потребности строителей.
    Строили на протяжении первых пяти лет жилье барачного типа.Временные постройки:бараки,столовая,баня,школа,сад-ясли-постепенно отживали своё.На смену им возводили добротные здания-больничный комплекс,школы,детские сады,кинотеатр.Всё делалось для человека,чтобы людям хорошо жилось,отдыхалось.
    Образовались первые лесозаготовительные предприятия-Юртинский и Пишетский ЛПХ,позже Красноборский ЛПХ под руководством треста"Юртстройлес" с управляющим Борисом Николаевичем Бродским.Яков Николаевич Ананьев был директором Юртинского ЛПХ,Даниил Максимович Гаев-директором Пишетского ЛПХ,Иван Михайлович Прокопьев-директором Красноборского ЛПХ.Официально принятой датой возникновения Юртинского леспромхоза считается 1950 год,когда была отгружена первая продукция на стройки народного хозяйства.
    Становление и расширение нашего предприятия в 50-тые годы проводилось Министерством строительства предприятий тяжелой и металлургической промышленности,решением которого в посёлке Юрты в 1952 году создаётся трест "Юрстройлес".С этого года резко увеличиваются капитальные вложения как в строительство,так и в развитие лесозаготовок.

    Ускоренными темпами строятся два леспромхоза,строится автомобильная лесовозная автодорога круглогодичного действия.
    Вводятся в действие и обьекты социально-бытового и культурного назначения:
    семилетняя школа(1951 год),клуб(1952 год),средняя школа(1956 год),Больница(1956 год),магазины,баня.

    В 1954 году принимается проект создания в п.Юрты современнного деревоперерабатывающего комбината в составе лесо и шпалоплитного производства,деревоотделочного цеха и цеха древесноволокнистых плит.Первыми из обьектов деревообрабатывающего комбинана задействованы были теплоэлектростанция,лесопильный цех,цех фиброцементных плит,гаражное хозяйство.
    Известная перестройка народного хозяйства 1957 года(создание совнархозов) отразилась и на нашем предприятии:был ликвидирован трест"Юртстройлес",на базе двух лесовозных дорог(УЖД и автомобильной) был оставлен Юртинский леспромхоз,в составе которого на правах лесопунктов вошли два других леспромхоза(Пишетский и Красноборский) с годовым обьёмом лесозаготовок 445 тысяч кубических метров.Строящийся ЮЛДК был передан"Востсиблесдревпром" этого же министерства.С этого времени запроектированные и строящиеся как единое целое предприятия до 1975 года подчинялись разным ведомствам одного министерства со всеми вытекающими последствиями.
    По мере продолжения и развития строительства ЮЛДК цех древесноволокнистых плит был заменен на цех древесностружечных плит,а деревообделочный на мебельный.
    В 1964 году был пущен цех по выпуску школьной мебели,переорентированный впоследствии на производство бытовой мебели.В 1967 году была произведена первая древесностружечная плита.Последующие годы ушли на освоение проектных мощностей,реконструкцию действующих производств.Паралельно развивалось и лесозаготовительное производство.Был создан современный нижний склад леспромхоза.связанный единой технологией со складом сырья.

    Однако разобщенность предприятий продолжала сказываться;леспромхоз продолжал отгружать вагоны с круглым лесом,а лесопильщики порой оказывались без нужного им сырья.
    Продолжался переруб расчётной лесосеки,подрывалась тем самым первооснова ЛДК-сырьевая база.
    В 1975 году на базе Юртинского лесопильно-деревообрабатывающего комбината было создано производственное лесозаготовительное обьединение"Юртинсклес" путём присоединения Юртинского леспромхоза в качестве филиала.
    В годы десятой и одиннадцатых пятилеток неузнаваемо изменился в лучшую сторону облик рабочено посёлка Юрты,получившего этот статус в 1957 году.Увеличилось количественно и качественно жилищное строительство,много сил и старания вложено и продолжает влаживаться в благоустройство населённых пунктов и производственных обьектов.
    В те годы предприятием руководил Сидоров В.Г.,а начальниками цехов являлись Александр Андреевич Боровик,Александр Николаевич Москвитин,Александр Иванович Скибан,Василий Петрович Кривогуз.
    И начальники и рабочие были полны энтузиазма.Работа кипела,план выполнялся,качество продукции,дисциплина труда-высокие.Руководители думали не только о работе,но и о досуге рабочих:был построен дом отдыха на реке Бирюса,красный уголок на 220 мест(клуб ЛДК).
    Люди прекрасно проводили свободное время на вечерах,концертах художественной самодеятельности,выезжали на базу отдыха.Ежегодно проводились турслёты,спортивные состязания между цехами.В первомайские и ноябрьские праздники проводились слёты передовиков производства.где им вручались правительские награды.
    Минула эпоха социализма,но это время.как ни странно,сохранилось в памяти людей как светлые моменты их жизни.
    В 90-тые годы обьёмы производства стали сокращаться,цеха закрывались один за другим.
    Сейчас трудно назвать,кто руководит предприятием,их цели и задачи не ясны.
    Дополнение.
    (из статьи 2431 верста)

       Станция Юрты 5-го класса. Это 2403-я верста от Челябинска, 349 верста от р.Енисей. Длина главного пути по станции на время окончания строительства – 211.60 саж., запасных и разъездных путей -263.65 саж., имелось 3 переводных стрелок, один упор, пассажирское здание (строительная стоимость 8618 руб.), пассажирская платформа в 39 кв.саж., водоемное здание (13465 руб.), жилой дом (40.56 кв.саж.) на 352 версте.  Изначально эта станция называлась Черемховская. «30 января 1896 года начальник работ по постройке Средне-Сибирской дороги сообщил министру МПС что «для устранения недоразумений от сходности названий станции Черемховская 5 класса на 359 версте Красноярско-Иркутского отделения переименовывается в «Юрты». Вблизи станции лежит село Половина - Черемховское, и первоначально станция была названа по имени этого села. Так как у села Черемхово Иркутской губернии из-за крупного месторождения угля намечалась более завидная будущность, решено было переименовать менее перспективную станцию», то есть Юрты.  

        В путеводителе 1900 г. о ст.Юрты написано совсем мало: станция 5-го класса. Вблизи с.П-Черемховское, население 470 душ обоего пола, и всё.  В путеводителе же 1901/2 гг. та же информация о самой станции и немного о маршруте пути «Отойдя от станции линия пересекает вторично р.Черемковку мостом в 17.5 саж. и затем идет по долине р.Бирюссы, которую проходит 4-х пролетным мостом в 160 саж…, пресекает р.Тайшет мостом в 15 саж. и входит в пределы Иркутской губернии.».





    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Из истории вечерней школы-ШРМ.

    ==============================

    Самостоятельно школа начала функционировать в сентябре 1952 года.

    Школа просуществовала с сентября 1952 по сентябрь 1997 годов.

    До тех пор школа работала при исправительно-трудовом учреждении.

    Занятия проводились в 3-ю смену в помещении

    Юртинской семилетней школы(бараке).

    Все учителя работали по совместительству.

    В настоящий момент вечерняя школа 
    распологается в школе №17,по ул.Матросова.

    До 1967 года директором школы был- Черепанов Федор Андреевич.

    С 1968 по 1976 -Штукмастер Яков Ефремович.

    С 1977 по 1979-Глизерина Любовь Ивановна.

    С 1979 по 1986-Ерофеев Владимир Моисеевич.

    С 1986 по 2007-Вологжанина Наталья Эмануиловна.

    С 2007 года и по настоящее время-Чеботарев В.Н.


    продолжение следует......



     







    Рейтинг@Mail.ru
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz