|
|
|||||||
|
Приветствуем посетителей нашего сайта. Наш адрес: Иркутская область Тайшетский р-он п.Юрты. Адрес эл.почты valera-56@list.ru vitalii242@rambler.ru Будем рады вашему содействию по сбору материалов по истории поселка(фотографии,документы,статьи,различные воспоминания). Заранее спасибо. ============================================================= Сайт о п.Юрты и его людях. Картографическое описание границ Юртинского муниципального образования В состав территории Юртинского муниципального образования входят земли населенного пункта рабочий поселок Юрты. Начало границы: северо-западная окраина поселка Юрты. Промышленная площадка ОАО "Юртинсклес", дорога по краю промышленной площадки на юго-запад, по правой стороне дороги, по опушке леса, далее - по пушке леса до полосы отвода Транссибирской железнодорожной магистрали, пересекая Транссибирскую железнодорожную магистраль, включая все постройки западной окраины поселка Юрты, на юг, до забора ООО "Юртекс" и далее по границе участка ООО "Юртекс", исключая этот участок из площади поселка Юрты. По южной окраине поселка Юрты, включая все жилье и их земельные участки до пересечения с полосой отвода Транссибирской железнодорожной магистрали, пересекая ее в направлении на северо-запад, до забора СПТУ N 58, далее по забору СПТУ N 58, включая его в площадь землепользования. От угла северо-восточной стороны забора СПТУ N 58, граница поворачивает на северо-запад и проходит по краю земельных участков жилой застройки пос. Юрты, до полевой дороги в сторону пруда, и далее - по этой дороге до пересечения с дорогой на свалку, поворачивает по этой дороге на северо-запад, доходит до автомобильной грунтовой дороги, идущей к северо-восточной окраине пос. Юрты, поворачивает на запад, идет по краю этой дороги к пос. Юрты, захватывая северо-восточную окраину жилой застройки пос. Юрты, до шоссе, идущему от Московского тракта (М-53) до поселка Юрты. От пересечения границы поворачивает на северо-восток и проходит по правому кювету от пос. Юрты в сторону Московского тракта (М-53), пересекает р. Черемховая, от развилки с лесовозной дорогой пересекает шоссе, идет по правому кювету лесовозной дороги, до поворота этой дороги в районе пересечения с разобранной узкоколейной железной дорогой. От пересечения границы поворачивает на запад и проходит по северной окраине пос. Юрты, включая все жилые постройки и земельные участки к ним до северо-западной окраины, где поворачивает на юг и идет по краю земельных участков жилой застройки до начальной точки описания границы. История п.Юрты. Юрты. Откуда такое непривычное для сибиряков название-Юрты? Версий много.Одна из них относится к далекому 1870 году, когда проводились изыскательские работы для строительства Сибирской железной дороги. На пологом холме геологи увидели три юрты,где жили тофы, и в своих рабочих документах сделали отметку о предпологаемом разьезде,назвав его Юрты. По другой версии название поселка связано уже непосредственно с началом строительства великой сибирской магистрали в 1887 году, когда все близлежащие селения обязаны были представить гужевой транспорт и людей на работы по отсыпке землянного ж.полотна. Был разбит временный посёлок,где проживали русские,буряты,тунгусы, тофы,эвенки,а их жилищами были юрты. История возникновения. В 1897 году здесь стоял разьезд-маленькая будочка, в которой жил путевой обходчик. Говорят,название идет то ли от бурят,то ли от казахов, которые здесь жили в 16 веке. Посёлок расположен на холме со срезанной макушкой, там где по преданию стояли три юрты. Когда начали строить железную дорогу,привлекли много местного населения,привезли бурят с их мохноногими лошадками, расселили их в Мозаихе(ныне остановка Ново-Николаевка, названная именем царя).Тачками,на лошадях,носилках насыпались местами крутые насыпи,повороты. Много жизней унесла дорога.Захоронения остались в виде холмов вдоль дороги. Жили рабочие семьями в стойбищах по ходу строившихся путей в палаточного типа жилищах-юртах. Как свидетельствуют первые поселенцы,отсюда возникло название станции Юрты. Позднее появились первые в этих местах земледельцы. У людей старшего поколения посёлок остался в памяти как райский зелёный уголок.Тогда вокруг поселения стеной стоял лес.Сразу за изгородями просторных огородов на растоянии вытянутой руки благоухали жарки,незабудки, марьины коренья и черёмуховые околки. Весной завораживало птичье пенье,в водоёмах квакали лягушки, простирались пшенично-ржаные поля соседних деревень. Их возникновение уходит в далёкие времена,когда в Сибирь в 1906-1907 годах по указу Столыпина из Белоруссии и других регионов России стали пребывать первые поселенцы. И деревня Ново-Николаевка стала одной из крепких, сильных деревень,куда приехали крестьяне"из Рассеи". Станция Юрты возникла в 1903 году,как и все поселения на Восточно-Сибирской магистрали,железная дорога дала региону жизнь. Первые улицы-Транспортная(Банная),Ленина и Жданова(ныне Крупской). И жили на них,в основном железнодорожники. Грязь тогда стояла непролазная.Самые первыми в посёлке появились дома по улице Ленина:Деменьтьевых,Кропп, Малеевых и Шпак;по улице Жданова:Сотниковых,Жарцевых, где позднее жили Власовы,а затем агроном Манохин. Дом Козловых построил полчеремховский кулак Широглазов, при нём была винополка. Здание железнодорожной школы-это пнревезённая станция со старой дороги. Ранее в ней размещалась жандармская,а позднее контора леспромхоза. С 1933 года здесь расположилась школа. 1914 год.Началась война с Германией,войска перебрасывали уже по новой дороге. Во время революции раскулачивали местных богачей. Одним из таких был местный помещик Широглазов, пашни и заимки которого распологались вблизи станции. В период раскулачивания он загрузил 7 вагонов добра,лошадей и отбыл в сторону Китая. После революции началась гражданская война,молодые ребята юртинцы: Гладких,Малеев Николай,Розенталь Михаил-ушли в партизаны, но их семьи никто не выдал. Через село Половино-Черемхово в эти годы проходил Шиткинский фронт. В 1920 году была создана первая комсомольская ячейка. Секретарём ячейки была Зоркина Анна.Первые комсомольцы- Меньшиков Алексей,Кендыш Любовь,Талаев Пётр.Они собирались в складском помещении на железной дороге,оформляли плакатами сцену, устраивали танцы,участвовали в самодеятельности,учились владеть оружием. Посёлок рос,появилась довоенная железная дорога,начальная школа. В посёлок прибывали заготовители древесины и изделий из нее. В соседних деревнях и образованных колхозах занимались хлебопашеством. Чтобы принимать избыток зерна,при станции создали "Заготзерно"с многочисленными складами-пакгаузами для дальнейшей отправки хлеба в различные уголки огромной России. В довоенные годы была организованна МТС,сенные склады(место где находится школа №17). Трудоспособное население было занято на обслуживании железной дороги. Военные годы. Тёплыми зорями начался июнь 41-го. Светлые грибные дожди орошали землю.и люди улыбались. Дождь с солнцем-есть на Руси такая примета-предвещают счастье. Созревали хлеба,звенели над ними жаворонки. Богатый урожай должно было принести нашей Родине лето 41-го.года. Но не станут.хлебом спаленные колосья. Не поднимутся из братских иогил пахари,скошенные огнём. Выжжены нивы.оборваны мечты и надежды.идёт война. Не жаворонки -пули-звенят под июньским небом. Не грибные-свинцовые- дожди поливают землю. Эти страшные свинцовые ливни унесли навсегда более 3000 наших земляков-тайшетцев. Не вернулись в родной посёлок с фронта: Бичаев Б.П.,Грязнов В.А.,Гендиков П.Е.,Дубровский Ф.С., Захарюк И.И.,Захарюк И.А.,Кендыш А.А.,Кравченко Е.Г., Ключников И.Е.,Новохатько А.И.,Новиков Н.Ф.,Пимов А.С., Петухов А.И.,Петров И.В.,Петров В.И.,Парфёнов Е.И., Плотников И.С.,Перепелюк Л.Т.,Прудников И.С., Сорокин П.И.,Спиченков Н.А.,Чаюков Е.И. Открытие 1 памятника погибшим в ВОВ. Образование базового предприятия. --------------------------------------------- Весной 1949 года немногочисленные жители пристанционного посёлка Юрты встречали первых строителей,приехавших из города Барнаула и других населенных пунктов Алтайского края.Что представлял наш посёлок в те годы?Три улицы частных домиков,несколько домов(казарм,как тогда их называли)работников железнодорожного транспорта,два магазинчика,начальная школа. Трудоспособное население работало в основном на обслуживании железной дороги,в пункте"Заготзерно"и машинно-тракторной станции(МТС). Администрация станции Юрты входила в состав Половино-Черемховского сельского совета.Отделение связи,фельдшерский пункт имелись только в соседнем селе Половино-Черемхово. Первые строители были размещены в начальной школе,у местных жителей,а большая часть-в брезентовых палатках.Первым обьектом,возведенным летом 1949 года,был так называемый"соломенный" барак,где были расселены первые лесозаготовители будущего Юртинского леспромхоза.Родина обеспечила их современной по тем временам техникой-автомобилями ЗИС-5 и ЗИС-150,тракторами С-80.В том же 1949 году была смонтирована первая шпалорезная установка,годом позже-первая одноэтажная лесопильная рама,которые с трудом обеспечивали потребности строителей. Строили на протяжении первых пяти лет жилье барачного типа.Временные постройки:бараки,столовая,баня,школа,сад-ясли-постепенно отживали своё.На смену им возводили добротные здания-больничный комплекс,школы,детские сады,кинотеатр.Всё делалось для человека,чтобы людям хорошо жилось,отдыхалось. Образовались первые лесозаготовительные предприятия-Юртинский и Пишетский ЛПХ,позже Красноборский ЛПХ под руководством треста"Юртстройлес" с управляющим Борисом Николаевичем Бродским.Яков Николаевич Ананьев был директором Юртинского ЛПХ,Даниил Максимович Гаев-директором Пишетского ЛПХ,Иван Михайлович Прокопьев-директором Красноборского ЛПХ.Официально принятой датой возникновения Юртинского леспромхоза считается 1950 год,когда была отгружена первая продукция на стройки народного хозяйства. Становление и расширение нашего предприятия в 50-тые годы проводилось Министерством строительства предприятий тяжелой и металлургической промышленности,решением которого в посёлке Юрты в 1952 году создаётся трест "Юрстройлес".С этого года резко увеличиваются капитальные вложения как в строительство,так и в развитие лесозаготовок. Ускоренными темпами строятся два леспромхоза,строится автомобильная лесовозная автодорога круглогодичного действия. Вводятся в действие и обьекты социально-бытового и культурного назначения: семилетняя школа(1951 год),клуб(1952 год),средняя школа(1956 год),Больница(1956 год),магазины,баня. В 1954 году принимается проект создания в п.Юрты современнного деревоперерабатывающего комбината в составе лесо и шпалоплитного производства,деревоотделочного цеха и цеха древесноволокнистых плит.Первыми из обьектов деревообрабатывающего комбинана задействованы были теплоэлектростанция,лесопильный цех,цех фиброцементных плит,гаражное хозяйство. Известная перестройка народного хозяйства 1957 года(создание совнархозов) отразилась и на нашем предприятии:был ликвидирован трест"Юртстройлес",на базе двух лесовозных дорог(УЖД и автомобильной) был оставлен Юртинский леспромхоз,в составе которого на правах лесопунктов вошли два других леспромхоза(Пишетский и Красноборский) с годовым обьёмом лесозаготовок 445 тысяч кубических метров.Строящийся ЮЛДК был передан"Востсиблесдревпром" этого же министерства.С этого времени запроектированные и строящиеся как единое целое предприятия до 1975 года подчинялись разным ведомствам одного министерства со всеми вытекающими последствиями. По мере продолжения и развития строительства ЮЛДК цех древесноволокнистых плит был заменен на цех древесностружечных плит,а деревообделочный на мебельный. В 1964 году был пущен цех по выпуску школьной мебели,переорентированный впоследствии на производство бытовой мебели.В 1967 году была произведена первая древесностружечная плита.Последующие годы ушли на освоение проектных мощностей,реконструкцию действующих производств.Паралельно развивалось и лесозаготовительное производство.Был создан современный нижний склад леспромхоза.связанный единой технологией со складом сырья. Однако разобщенность предприятий продолжала сказываться;леспромхоз продолжал отгружать вагоны с круглым лесом,а лесопильщики порой оказывались без нужного им сырья. Продолжался переруб расчётной лесосеки,подрывалась тем самым первооснова ЛДК-сырьевая база. В 1975 году на базе Юртинского лесопильно-деревообрабатывающего комбината было создано производственное лесозаготовительное обьединение"Юртинсклес" путём присоединения Юртинского леспромхоза в качестве филиала. В годы десятой и одиннадцатых пятилеток неузнаваемо изменился в лучшую сторону облик рабочено посёлка Юрты,получившего этот статус в 1957 году.Увеличилось количественно и качественно жилищное строительство,много сил и старания вложено и продолжает влаживаться в благоустройство населённых пунктов и производственных обьектов. В те годы предприятием руководил Сидоров В.Г.,а начальниками цехов являлись Александр Андреевич Боровик,Александр Николаевич Москвитин,Александр Иванович Скибан,Василий Петрович Кривогуз. И начальники и рабочие были полны энтузиазма.Работа кипела,план выполнялся,качество продукции,дисциплина труда-высокие.Руководители думали не только о работе,но и о досуге рабочих:был построен дом отдыха на реке Бирюса,красный уголок на 220 мест(клуб ЛДК). Люди прекрасно проводили свободное время на вечерах,концертах художественной самодеятельности,выезжали на базу отдыха.Ежегодно проводились турслёты,спортивные состязания между цехами.В первомайские и ноябрьские праздники проводились слёты передовиков производства.где им вручались правительские награды. Минула эпоха социализма,но это время.как ни странно,сохранилось в памяти людей как светлые моменты их жизни. В 90-тые годы обьёмы производства стали сокращаться,цеха закрывались один за другим. Сейчас трудно назвать,кто руководит предприятием,их цели и задачи не ясны. Дополнение. (из статьи 2431 верста) Станция Юрты 5-го класса. Это
2403-я верста от Челябинска, 349
верста от р.Енисей. Длина главного пути по станции на время окончания
строительства – 211.60 саж., запасных и разъездных путей -263.65 саж., имелось
3 переводных стрелок, один упор, пассажирское здание (строительная стоимость
8618 руб.), пассажирская платформа в 39 кв.саж., водоемное здание (13465 руб.),
жилой дом (40.56 кв.саж.) на 352 версте. Изначально эта станция называлась
Черемховская. «30 января 1896 года начальник работ по постройке Средне-Сибирской
дороги сообщил министру МПС что «для устранения недоразумений от сходности
названий станции Черемховская 5 класса на 359 версте Красноярско-Иркутского
отделения переименовывается в «Юрты». Вблизи станции лежит село Половина - Черемховское,
и первоначально станция была названа по имени этого села. Так как у села
Черемхово Иркутской губернии из-за крупного месторождения угля намечалась более
завидная будущность, решено было переименовать менее перспективную станцию», то
есть Юрты. В путеводителе 1900 г. о ст.Юрты написано совсем мало: станция 5-го класса. Вблизи с.П-Черемховское, население 470 душ обоего пола, и всё. В путеводителе же 1901/2 гг. та же информация о самой станции и немного о маршруте пути «Отойдя от станции линия пересекает вторично р.Черемковку мостом в 17.5 саж. и затем идет по долине р.Бирюссы, которую проходит 4-х пролетным мостом в 160 саж…, пресекает р.Тайшет мостом в 15 саж. и входит в пределы Иркутской губернии.». --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Из истории вечерней школы-ШРМ. ============================== Самостоятельно школа начала функционировать в сентябре 1952 года. Школа просуществовала с сентября 1952 по сентябрь 1997 годов. До тех пор школа работала при исправительно-трудовом учреждении. Занятия проводились в 3-ю смену в помещении Юртинской семилетней школы(бараке). Все учителя работали по совместительству. В настоящий момент вечерняя школа До 1967 года директором школы был- Черепанов Федор Андреевич. С 1968 по 1976 -Штукмастер Яков Ефремович. С 1977 по 1979-Глизерина Любовь Ивановна. С 1979 по 1986-Ерофеев Владимир Моисеевич. С 1986 по 2007-Вологжанина Наталья Эмануиловна. С 2007 года и по настоящее время-Чеботарев В.Н. продолжение следует...... |
Copyright MyCorp © 2024 |